Основные направления развития объемного гидропривода мобильных машин
Возросшие в последние годы темпы создания и освоения серийного производства новых машин с гидравлическим приводом являются наглядным подтверждением научно-технического прогресса в отрасли строительного, дорожного и коммунального машиностроения.
В десятой пятилетке заводами Минстройдормаша было создано и освоено производство более 100 типоразмеров новых, технически более совершенных машин с объемным идроприводом, в том числе гусеничных и пневмоколесных одноковшовых и многоковшовых экскаваторов, стреловых самоходных кранов, одноковшовых фронтальных погрузчиков и лесопогрузчиков, автогрейдеров, грейдер-элеваторов, бульдозеров, рыхлителей, корчевателей и кусторезов, асфальте- и бетоноукладчиков, самоходных катков, снегоочистителей, снегопогрузочных, поливомоечных машин, а также машин для лесозаготовок, лесосплава и добычи торфа.
Особенно возрос выпуск одноковшовых экскаваторов с объемным гидроприводом, ускоренное развитие получили самоходные краны грузоподъемностью 6,3—100 т, комплекты машин для скоростного строительства автомобильных дорог, фронтальные погрузчики и лесопогрузчики, валочно-пакетирующие, мелиоративные, бурильные и другие машины. В результате внедрения современных технологических процессов и совершенствования гидравлического оборудования и машин с объемным гидроприводом в последние годы значительно улучшилось качество их изготовления, повысились продолжительность безотказной эксплуатации и технический ресурс.
В одиннадцатой пятилетке предусматривалось создание и освоение серийного производства более 80 типоразмеров новых машин. На основе использования гидрооборудования, изготовляемого заводами Минстройдормаша, к концу одиннадцатой пятилетки значительно увеличился выпуск одно- и многоковшовых экскаваторов, кранов на шасси автомобилей, погрузчиков и многих дорожных машин. Предусматривался наибольший темп наращивания объемов выпуска таких строительных машин с гидроприводом, как автобетоновозов, авторастворо- возов, автобетононасосов, стрел автономных распределительных с различным вылетом, трубоукладчиков, гидрокопров и др.
В связи с ростом выпуска и расширением номенклатуры ежегодно увеличивался парк строительных и дорожных машин с объемным гидроприводом, находящихся в эксплуатации. Технический уровень объемного гидропривода и входящих в него элементов (гидрооборудования) определяют по значениям параметров, характеризующих гидрооборудование в сравнении с лучшими образцами. Для этих целей обычно используют удельные стоимостные, массовые, энергетические показатели и технический ресурс. Кроме того, к весьма важным показателям эксплуатационных свойств гидрооборудования относятся диапазон регулирования и работоспособность в широком интервале изменения температуры, а также возможность дистанционного пропорционального регулирования исполнительных механизмов машин. Основными направлениями дальнейшего развития гидрооборудования для перспективных мобильных машин с объемным гидроприводом являются:
- - создание унифицированного ряда регулируемых и нерегулируемых аксиально-поршневых гидромашин с наклонным блоком цилиндров и сферическим распределителем на номинальное давление 32, максимальное 40 и кратковременное (пиковое) 50 МПа с повышенным в 1,5—2 раза техническим ресурсом, в том числе предназначенных для гидроприводов с замкнутой циркуляцией и для привода ходовых систем пневмоколесных машин в качестве мотор-колес;
- - раздельное и суммарное изменение рабочего объема аксиально-поршневых гидромашин путем поворота блока цилиндров совместно с распределителем, принудительно перемещающимся относительно неподвижной крышки насоса регуляторами дискретного и непрерывного действия, управляемыми автоматически в зависимости от давления в напорной гидролинии или оператором, оказывающим дистанционно управляющее воздействие с помощью блоков гидравлического или электрического управления;
- - использование устройств, создающих избыточное давление во всасывающей гидролинии насосов и подпитку гидромоторов для повышения частоты их вращения;
- - создание и освоение серийного производства ряда поршневых гидроцилиндров двустороннего действия общего назначения унифицированной конструкции на четыре ступени номинального давления (10, 16, 25 и 32 МПа) в соответствии с требованиями стандартов СЭВ, ГОСТ 16514—79 и ОСТ 22-1417—79 ограниченной номенклатуры;
- - совершенствование конструкции секционных и моноблочных гидрораспределителей в целях расширения функциональных возможностей, повышения надежности и технического ресурса, а также создания условий для организации серийного производства на неспециализированных заводах;
- - унификация регулирующих гидроаппаратов, увеличение выпуска на специализированных заводах и расширение области их применения для существенного сокращения выпускаемой номенклатуры разнотипных конструкций;
- - совершенствование конструкции линейных фильтров в целях применения индикаторов загрязнения и повышения тонкости очистки рабочих жидкостей, а также разработка, освоение серийного производства и применение высоко-эффективных центробежных сепараторов для очистки рабочих жидкостей в гидросистемах машин;
- - повышение надежности выпускаемых рукавов высокого давления и создание новых с четырехкратным запасом прочности на номинальное давление 32 МПа,
При повышении номинального давления до 32 МПа снижаются габаритные размеры и масса гидрооборудования, уменьшается объем рабочей жидкости в гидросистеме, что требует, однако, более надежных уплотнений и гибких рукавов, обеспечения более тонкой фильтрации и установки специальных теплообменников для охлаждения рабочей жидкости. Последнее особенно необходимо в гидроприводах машин большой мощности, с напряженным рабочим циклом (одноковшовых и роторных экскаваторов, погрузчиков, кранов). В связи с автоматизацией технологических процессов в строительном производстве объемный гидропривод должен обладать необходимыми быстродействием и чувствительностью. Следует также иметь в виду, что на практике эффективная реализация преимуществ объемного гидропривода затруднена из-за следующих основных его недостатков:
- - значительной зависимости работоспособности и надежности гидропривода от температуры окружающей среды и соответственно вязкости жидкости;
- - внутренних перетечек и наружных утечек рабочей жидкости (объемных потерь мощности) вследствие возникновения нарушения герметичности системы, требующих компенсации;
- - повышенной чувствительности к эксплуатационным свойствам рабочей жидкости и необходимости в постоянной фильтрации, для удаления загрязнений;
- - повышенных требований к материалам, качеству изготовления деталей, а также к тщательности сборки гидрооборудования и машины.
Обычно срок службы машины определяется при проектировании, обеспечивается при изготовлении и поддерживается правильной эксплуатацией. Нарушение режима работы объемного гидропривода, несоблюдение требований его технического обслуживания, установленных нормативно-технической документацией, неизбежно влечет повреждение или отказ в работе. Поэтому повышение эффективности использования огромного парка машин с объемным гидроприводом, уменьшение трудовых и материальных затрат на поддержание их в работоспособном состоянии являются особенно актуальными. Эти задачи могут быть успешно решены прежде всего путем повышения:
- - технического уровня эксплуатации машин, включая организацию четкой системы технической диагностики, обеспечивающей получение и анализ информации о техническом состоянии гидрооборудования при непосредственном измерении диагностических параметров на машине;
- - квалификации и личной ответственности персонала, эксплуатирующего и обслуживающего машины.
Смотрите также: ремонт гидромоторов, ремонт гидрораспределителей, ремонт гидроцилиндров, ремонт гидротолкателей, ремонт гидроаппаратуры, ремонт гидравлики СТО